Традиционное толкование рождественской истории включает в себя рождение Христа в хлеву в окружении домашних животных. Именно в этот хлев, как считают многие, пришли сначала пастухи, а затем волхвы для поклонения Младенцу. Но является ли верным такое толкование? Основано ли оно на Слове Божьем?
Во-первых, стоит отметить, что ни у Матфея, ни у Луки в их евангелиях ничего не говорится ни про хлев, ни про домашних животных. Более того, у Матфея говорится о том, что волхвы вошли не в хлев, а в дом:
«и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»
(Св. Евангелие от Матфея 2:11)
Откуда же возникла история про хлев и домашних животных? Возникла она из-за толкования лишь одного слова – слова «ясли», о которых упоминается в евангелии от Луки:
«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.»
(Св. Евангелие от Луки 2:10-12)
«и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.»
(Св. Евангелие от Луки 2:7)
Традиционное толкование этой истории таково. Иосиф с Марией, которой пришло время родить, прибыли в Вифлеем и первым делом отправились в гостиницу, чтобы снять там номер. Но город был переполнен из-за большого количества людей, прибывших на перепись, и потому мест в гостинице не оказалось. Потом Иосиф и Мария начали искать комнату у частных лиц, но никто из них не предложил ее по той же причине заполненности небольшого города. И лишь кто-то предложил им хлев, как единственное свободное помещение с крышей над головой. Именно там родила Мария, спеленав и положив Младенца в ясли – кормушку для скота, так как такие кормушки есть в каждом хлеву.
Такая версия толкования является одной из возможных, но у нее есть ряд недостатков:
1. Маловероятно, чтобы в Вифлееме была гостиница. У евреев того времени не было обычая строить гостиницы. Это делали римляне, но, очевидно, им было удобнее иметь гостиницу в рядом расположенном Иерусалиме, чем в маленьком городке (по сути, деревне) Вифлееме. Иудеям же полагалось предоставлять приют путникам в своих домах (Быт 19 гл, Суд 19 гл). Если путник ночевал на улице – это считалось позором для всего города. Особенно маловероятным такое событие представлялось в Вифлееме. В книге Руфи сообщается об особенной праведности и набожности жителей этого города. Очевидно, что в сохранении этой набожности был особый промысел Божий, так как именно в этом городе должен был родиться Христос.
Кроме того, вполне разумно допустить, что в Вифлееме у Иосифа оставались родственники, так как сообщается, что он был «из дома и рода Давидова» и каждый человек для переписи отправлялся в свой город (Лук 2:3). Поэтому тем более представляется невероятным, чтобы благочестивые родственники Иосифа не пустили в дом своего родственника да еще с беременной женой.
2. Слово «katalyma», которое в Лук 2:7 переведено как «гостиница» имеет и другое, более очевидное в данном контексте значение. В том же евангелии от Луки это же слово переводится в значении «горница»:
«и скажите хозяину дома: «Учитель говорит тебе: где комната [katalyma], в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?»
И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.»
(Св. Евангелие от Луки 22:11,12)
Такие горницы, как в данном случае с учениками, служили помещениями для гостей. И именно в такой горнице-«гостиной», а не «гостинице», очевидно, не нашлось места Иосифу и Марии. Ведь им было бы неудобно рожать ребенка в окружении гостей. Поэтому хозяева дома, очевидно их родственники, предложили им свое помещение, в котором сами жили, чтобы Мария могла рожать в спокойных и комфортных условиях, как того требовало гостеприимство.
3. Ясли. Откуда же тогда взялись ясли? То, что Мария положила родившегося Иисуса в ясли, можно объяснить гораздо проще и правдоподобнее. Иосиф был плотником по профессии. В Иудее того времени многие ремесла передавались от отца к сыну. Поэтому, к примеру, Сам Иисус также был плотником. Разумно предположить, что Иосиф мог остановиться в Вифлееме либо в доме своего отца, либо в доме кого-то из своих братьев, которые, очевидно, также были плотниками.
Ну а в доме плотника вполне могли находиться столярные изделия, в том числе и ясли. Именно в такие ясли, скорее всего, и положила Мария родившегося Иисуса.
Такое объяснение имеет свои преимущества:
— Во-первых, младенца положили в чистые, а не грязные ясли, что разумно с точки зрения санитарии.
— Во-вторых, это объясняет слова ангелов пастухам о том, что нахождение ребенка в яслях является знаком для них. Вряд ли бы это было знаком, если бы пастухи начали осматривать все хлева и ясли в Вифлееме. Ведь таких хлевов было много. Но если допустить, что речь идет о яслях в доме, а не в хлеве, то это действительно знак – ведь плотник в небольшом Вифлееме наверняка был только один. И пастухам стало сразу понятно в чьем доме можно найти ясли (возможно кто-то из них даже заказывал их изготовление).
Волхвы и Ирод
Волхвы пришли поклониться рожденному Христу и принесли подарки – золото, ладан и смирну. После этого события ангел дал повеление Иосифу:
«Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.»
(Св. Евангелие от Матфея 2:13)
Иосиф послушался и ушел с Марией и Иисусом в Египет. А Ирод повелел истребить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и меньше. Но еще до этих событий святое семейство посетило Иерусалим для посвящения Иисуса в Храме (Лук 2 гл), что по закону Моисея следовало делать на 40-й день после рождения.
Поэтому волхвы посетили Вифлеем не раньше 40 дней после рождения Христа. Некоторые толкователи считают, что они это сделали не через 40 дней, а намного позже, через два года. Также есть мнение, что они пришли не в Вифлеем, а в Назарет, куда святое семейство переехало, чтобы не стеснять своих родственников в Вифлееме. Основана такая точка зрения на Матф 2:11, где сказано, что волхвы вошли для поклонения Младенцу в дом, а не в хлев. Тут рассуждение такое – в Вифлееме у них был хлев, а в Назарете – дом. Но раз волхвы вошли в дом, а не в хлев, значит, это произошло в Назарете. Причем не сразу, а где-то через два года. Так как в Матф 2:16 сказано, что Ирод повелел казнить всех младенцев «от двух лет и ниже».
Но такое толкование маловероятно по нескольким причинам:
1. Тому, что волхвы вошли для поклонения в дом, а не в хлев есть разумное объяснение (изложено выше) без необходимости переносить место поклонения волхвов из Вифлеема в Назарет.
2. Есть указания на то, что Ирод послал волхвов в Вифлеем:
«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.»
(Св. Евангелие от Матфея 2:7,8)
Вряд ли они могли перехитрить его, отправившись в противоположную сторону, по дороге в Назарет. Ведь расстояние от Иерусалима до Вифлеема невелико и там сложно было сделать этот незамеченный маневр после того, как все жители Иерусалима были взбудоражены их визитом (Матф 2:3).
3. Убегать в Египет от Ирода было удобнее из Вифлеема, а не из Назарета, так как в последнем случае этот путь лежит через Иерусалим.
4. Что касается срока прихода волхвов, то вероятнее всего он состоялся через 40 дней после рождения Христа или чуть позже этой даты. Раньше этого не могло произойти, так как святое семейство на 40-й день посещало Иерусалим, что, очевидно, было до ужасного приказа Ирода. А значительно позже (через год или два) это было маловероятным по другой причине. Дело в том, что Ирод имел явные параноидальные склонности. Везде ему мерещились претенденты на его трон, так что он из-за таких подозрений даже казнил собственного сына. Поэтому вполне можно допустить, что приказ о казни младенцев Вифлеема «до двух лет» он отдал, чтобы «перестраховаться», движимый своими параноидальными страхами. Если бы прошло два года с момента рождения Христа, то наверняка Ирод приказал бы истребить не младенцев «до двух лет», а младенцев до четырех лет. Кроме того, физиологически младенцы двух и, к примеру, трех лет мало отличаются. А вот новорожденного младенца от младенца старше двух лет отличить легко и это могли без труда сделать посланные в Вифлеем воины.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Исповедание Веры Апостольских христиан - Эльмир Это наше исповедание Веры по которому мы жили и служили Творцу до того как Г Д был взят Всевышним на небеса.
Предлогаю это исповедание не в противопоставление Христианским истинам, а во Славу Христа - Сына Бога Живого, и объединение всех христиан Мира под Его начало. Начало Царства Единого Бога Отца!
Поэзия : В Австралии на улицах Сиднея (стих Веры Кушнир) - Надежда Горбатюк Несколько лет назад в баптистской церкви в Кристал Паллас на юге Лондона подходило к концу утреннее воскресное служение. В это время в конце зала встал незнакомец, поднял руку и сказал: «Извините, пастор, могу я поделиться небольшим свидетельством?» Пастор взглянул на часы и ответил: «У вас есть три минуты.» Незнакомец сказал: «Я лишь недавно переехал в этот район, я раньше жил в другой части Лондона. Сам я из Сиднея, Австралия. И несколько месяцев назад я навещал родственников и прогуливался по Джордж Стрит. Это - улица в Сиднее, которая пролегает от бизнес кварталов до Рокса. И странный седовласый мужичок вышел из магазина, сунул мне в руку брошюру и сказал: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, пошли бы вы на Небеса?». Я был потрясен этими словами. Никто мне никогда этого не говорил. Я вежливо поблагодарил его и всю дорогу в самолете до Хитроу я был озадачен этим. Я позвонил другу, который жил неподалеку от моего нового места жительства, и, слава Богу, он оказался христианином. Он привел меня ко Христу. Я - христианин и хочу присоединиться к вашему собранию.» Церкви обожают такие свидетельства. Все аплодировали, приветствуя его в собрании.
Тот баптистский пастор полетел в Аделаиду в Австралии на следующей неделе. И десять дней спустя посреди трехдневной серии собраний в баптистской церкви в Аделаиде к нему подошла женщина за консультацией. Он хотел удостовериться в каком положении она находится перед Христом. Она ответила: «Я раньше жила в Сиднее. И всего пару месяцев назад я посещала друзей в Сиднее, и в последние минуты делала покупки на Джордж Стрит, и странный небольшого роста седовласый старичок вышел из дверей магазина, подарил мне брошюру и сказал: «Извините меня, мадам, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на небеса?» Меня взволновали эти слова. Вернувшись в Аделаиду, я знала, что в квартале от меня находится эта баптистская церковь, я разыскала пастора, и он привел меня ко Христу. Так что, сэр, я христианка.» На этот раз этот лондонский пастор был очень озадачен. Уже дважды за две недели он услышал одно и то же свидетельство.
Затем он полетел проповедовать в баптистскую церковь Маунт Плезант в Перте. И когда его серия семинаров подошла к концу, пожилой старейшина церкви повел его обедать. Пастор спросил: «Старина, как ты получил спасение?» Он ответил: «Я пришел в эту церковь в пятнадцать лет через Бригаду Мальчиков. Но я никогда не посвящал себя Иисусу, просто запрыгнул в фургон вместе со всеми. Из-за своей деловой хватки я достиг влиятельного положения. Три года назад я был в деловой поездке в Сиднее, и надоедливый несносный старичок вышел из дверей магазина, дал мне религиозный трактат (дешевая макулатура!) и пристал ко мне с вопросом: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на небеса?» Я пытался сказать ему, что я баптистский старейшина, но он меня не слушал. Всю дорогу домой до Петра я кипел от злости. Я рассказал это пастору, думая, что он поддержит меня, а мой пастор согласился с ним. Он годами волновался, зная, что у меня нет взаимоотношений с Иисусом, и он был прав. Таким образом, мой пастор привел меня к Иисусу всего три года назад».
Лондонский проповедник прилетел обратно в Великобританию и выступал на Кессекском съезде в округе Лэйк и рассказал эти три свидетельства. По окончании его семинара четыре пожилых пастора подошли и сказали: «Кто-то из нас получил спасение 25, кто-то 35 лет назад через того же мужчину небольшого роста, который дал нам трактат и задал тот вопрос».
Затем на следующей неделе он полетел на подобный Кессекский съезд миссионеров на Карибах и поделился этими свидетельствами. В заключении его семинара три миссионера подошли и сказали: «Мы спаслись 15 и 25 лет назад через тот же вопрос того невысокого мужчины на Джордж Стрит в Сиднее.»
Возвращаясь в Лондон, он остановился в пригороде Атланты Джорджия, чтобы выступить на конференции корабельных капелланов. Когда подошли к концу три дня, в течение которых он поджигал тысячи корабельных капелланов для завоевания душ, главный капеллан повел его на обед. И пастор спросил: «Как вы стали христианином?» Тот ответил: «Это было чудо! Я был рядовым на военном корабле Соединенных Штатов и жил распутной жизнью. Мы проводили учения на юге Тихого океана и пополняли запасы в доке Сиднейского порта. Мы с лихвой оторвались в Кингз-Кросс, я был пьян в стельку, сел не на тот автобус и сошел на Джордж Стрит. Когда я вышел из автобуса, я подумал, что вижу приведение: пожилой седовласый мужичок выскочил передо мной, всунул мне в руку брошюру и сказал: «Матрос, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на Небеса?» Страх Божий обрушился на меня тут же. От шока я протрезвел и побежал обратно на корабль, разыскал капеллана, который привел меня ко Христу, и я вскоре начал готовиться для служения под его руководством. И вот под моим руководством сейчас свыше тысячи капелланов и мы сегодня помешаны на завоевании душ.»
Шесть месяцев спустя этот лондонский проповедник полетел на съезд 5000 индийских миссионеров в отдаленном уголке северо-восточной Индии. Человек, отвечавший за съезд, скромный нерослый мужчина, повел его к себе на незатейливый обед. Проповедник спросил: «Как вы, будучи индусом, пришли ко Христу?» Тот ответил: «Я находился на очень привилегированной должности, работал в индийской дипломатической миссии и путешествовал по миру. Я так рад прощению Христа и тому, что Его кровь покрыла мои грехи. Мне было бы очень стыдно, если бы люди знали, в чем я был замешан. Одна дипломатическая поездка занесла меня в Сидней. Перед самым отъездом я делал покупки, и, обвешанный пакетами с игрушками и одеждой для моих детей, я шел по Джордж Стрит. Обходительный седовласый мужичок вышел передо мной, предложил мне брошюру и сказал: «Извините меня, сэр, вы спасены? Если бы вы умерли сегодня, вы бы пошли на Небеса?» Я поблагодарил его, но это взволновало меня. Я вернулся в свой город и нашел индусского священника, но он не мог мне помочь, зато он дал мне совет: «Просто чтобы удовлетворить свое любопытство, пойди и поговори с миссионером в миссионерском доме в конце улицы». Это был судьбоносный совет, потому что в тот день миссионер привел меня ко Христу. Я немедленно бросил индуизм и начал учиться для служения. Я оставил дипломатическую службу, и вот я, по благодати Божьей, руковожу всеми этими миссионерами, и мы завоевываем сотни тысяч людей для Христа».
Наконец, восемь месяцев спустя, баптистский пастор Кристал Палас служил в Сиднее, в его южном пригороде Гаймейр. Он спросил баптистского служителя: «Знаете ли вы невысокого пожилого мужчину, который свидетельствует и раздает трактаты на Джордж Стрит?» Он ответил: «Знаю, его зовут мистер Генор, но я не думаю, что он все еще этим занимается, он слишком слаб и стар.» Проповедник сказал: «Я хочу с ним встретиться.»
Два вечера спустя они подошли к небольшой квартирке и постучались. Невысокий, хрупкий мужчина открыл дверь. Он усадил их и заварил чай, но был на столько слаб, что из-за дрожания расплескивал чай на блюдце. Лондонский проповедник поведал ему все истории, произошедшие за последние три года. Слезы текли по глазам невысокого старичка. Он сказал: «Моя история такова: я был рядовым матросом на австралийском военном корабле и вел распутную жизнь, но в моей жизни наступил кризис, я на самом деле зашел в тупик. Один из моих коллег, чью жизнь я буквально превращал в ад, оказался рядом, чтобы помочь мне. Он привел меня к Иисусу, и за сутки моя жизнь перевернулась, ночь превратилась в день, я был так благодарен Богу! Я обещал Ему, что буду делиться Иисусом в простом свидетельстве по меньшей мере с десятью людьми в день, как Бог будет давать мне силу. Иногда я был болен и не мог этого делать, но тогда в другие разы я наверстывал. Я не был параноиком в этом, но я делал это свыше сорока лет, а когда я вышел на пенсию, самым лучшим местом была Джордж Стрит – там были сотни людей. Я получал множество отказов, но многие люди вежливо брали трактаты. Сорок лет занимаясь этим, я до сегожняшнего дня ни разу не слышал об обращении хоть одного человека к Иисусу.»
Я бы сказал, что это точно посвящение. Это должна быть чистая благодарность и любовь к Иисусу, чтобы делать это, не слыша ни о каких результатах. Моя жена Маргарита сделала небольшой подсчет. Этот, не обладавший харизмой баптистский мужичок, повлиял на 146100 человек. И я верю, что то, что Бог показывал тому баптистскому проповеднику, было лишь самой верхушкой верхушки айсберга. Только Бог знает, сколько еще людей было приведено ко Христу.
Мистер Генор умер две недели спустя. Можете ли вы себе представить, за какой наградой он пошел домой на небеса? Я сомневаюсь, что его портрет мог бы когда-нибудь появиться в журнале Харизма. Вряд ли бы о нем когда-нибудь появилась похвальная статья с фотографией в журнале Билли Грэма «Решение», какими бы прекрасными ни были эти журналы. Никто, за исключением небольшой группы баптистов на юге Сиднея, не знал о мистере Геноре. Но я скажу вам - его имя было знаменито на Небесах. Небеса знали мистера Генора, и вы можете себе представить приветствия и красную ковровую дорожку и фанфары, которые встретили его дома!